Можно ли взять при расчете нмцк контракт за прошлый год

Обоснование НМЦК по 44 ФЗ в 2021 году

Можно ли взять при расчете нмцк контракт за прошлый год

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ — это процедура определения стоимостного максимума для конкретной закупки. Разбираемся, как обосновать предельную цену, а также какую форму и методы использовать для расчета.

Ключевые понятия

Любая госзакупка имеет не только количественные, но и стоимостные показатели. Стоимость заказа является определяющим критерием для различных факторов, непосредственно влияющих на сам закупочный процесс.

Под начальной ценой понимают стоимость, свыше которой невозможно осуществить конкурентную процедуру. Организация-заказчик указывает НМЦК в извещении и во всех документах о госзакупке.

Расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), производится по правилам, прописанным в ст. 22 44-ФЗ.

Расчетное значение начальной контрактной стоимости влияет как на ценовые характеристики госзаказа, так и непосредственно на способ определения его исполнителя. Когда расчетная величина не превышает 100 000 руб., заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93. А когда она меньше 400 000 руб. — по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Стоимостный предел, установленный на уровне не выше 500 000 рублей, позволяет заказчику организовать и провести запрос котировок в электронной форме.

После обновления законодательной базы о госзакупках, произошедшей в июле 2021 года, изменились и другие правила по ценовому пределу. Теперь, по статье 44 закона о федеральной контрактной системе, организация-заказчик только вправе требовать обеспечение заявки от участника госзаказа, если предельная контрактная стоимость — не более 1 миллиона рублей.

Что касается закупок с начальной ценой выше 1 000 000, то организатор торгов вправе, но не обязан потребовать обеспечить заявку.

Значения НМЦК определяют и сроки закупочных процедур. Если заказчик проводит электронный аукцион, сроки подачи заявок будут различаться, исходя из стоимостных показателей госзакупки:

  1. Выше 3 млн руб. — не менее 15 дней с момента размещения извещения в Единой информационной системе.
  2. Ниже 3 млн руб. — не менее 7 дней. Заявки на участие в таких тендерах рассматриваются в течение одного рабочего дня.

Для участников госзаказа расчетные показатели предельной стоимости также важны. Изучив примеры обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, потенциальный поставщик может проанализировать текущие цены на рынке и свои возможности с целью сделать наиболее выигрышное стоимостное предложение.

Планирование

Специалист учреждения, проводящего торги, осуществляет обоснование начальной максимальной цены контракта задолго до проведения самой госзакупки — еще на этапе планирования. При составлении плановой документации рассчитывается предельное значение стоимости каждого конкретного заказа и вносится в позицию плана закупок и плана-графика.

После формирования и утверждения плановые документы требуется разместить в ЕИС в установленные законом сроки — в период до десяти рабочих дней после доведения денежных обязательств и утверждения ПФХД (ч. 7 ст. 17, ч. 10 ст. 21 44-ФЗ).

Все расчеты должны строго соответствовать позициям плановой документации. В случае изменения лимитов бюджетных обязательств или образования экономии от ранее проведенных торгов, а следовательно, и изменения планов-графиков, заказчик должен произвести перерасчет НМЦК по тем позициям, которых коснулись коррективы.

Ответственный специалист заказчика в обязательном порядке вносит изменения в ПГ и публикует его в десятидневный период до планируемого дня публикации в ЕИС извещения о закупке, но не позже.

Исчисление предельной стоимости осуществляется по рекомендуемой форме, утвержденной в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Вот так выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ).

Скачать

Порядок расчета

Методология обоснования начальной (максимальной) цены контракта регулируются ст. 22 44-ФЗ. Обоснование метода определения НМЦК производится также в соответствии с методическими рекомендациями, закрепленными Приказом № 567.

Выделяют следующее методы определения предельной стоимости (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ):

  • анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
  • проектно-сметный;
  • тарифный;
  • нормативный;
  • затратный.

Наравне с действующими законодательными нормами организация-заказчик вправе использовать иные подзаконные акты и дополнительные методические разработки, утвержденные региональными и местными органами власти, например Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

По ст. 22 44-ФЗ, приоритетным способом обоснования признается метод сопоставимых рыночных цен.

Расчет в данном случае осуществляется на основании общедоступных сведений об актуальной рыночной стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ).

При этом при исчислении НМЦК организация-заказчик имеет право применять различные коэффициенты и индексы для приведения стоимостных показателей ТРУ при условии их обоснованности.

Существуют заказы, для которых невозможно применить расчетную методологию предельной стоимости.

Если организация-заказчик приобретает товары, работы и услуги, цену которых нельзя обосновать ни одним из методов, закрепленных в рекомендациях и ч. 1 ст.

22 44-ФЗ, разрешается использование других способов при условии составления особого регистра — обоснования невозможности применения способов, приведенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Данное положение регламентировано ч. 12 ст. 22 44-ФЗ.

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документыСкачать документ
Если применяете затратный методо, то нужно приложить обоснование о невозможности использовать другие методы.

Источник: https://gozakaz.ru/kak-obosnovat-nachalnuyu-maksimalnuyu-tsenu-kontrakta/

Можно ли взять при расчете нмцк контракт за прошлый год

Можно ли взять при расчете нмцк контракт за прошлый год

Приоритетный метод расчета: на чем основан Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.

2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком». И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст.

22), и Методические рекомендации устанавливают право заказчика рассчитать и обосновать НМЦК одним из нескольких способов (методов): анализа рынка, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным. Также возможно сочетать несколько указанных методов при расчете цены закупки.

Важно Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.

Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющие товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.

Методы анализа рынка

Для получения ценовой информации заказчик может использовать следующие процедуры.

Направление запросов поставщикам

П.

3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 указывает на необходимость направить пять запросов.

  • место поставки;
  • срок и объем гарантии качества;
  • изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;
  • дополнительная номенклатура (комплектация) — появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций в общем объеме закупки;
  • размер обеспечения исполнения контракта;
  • срок формирования ценовой информации;
  • изменение в налогообложении;
  • масштабность выполнения работ, оказания услуг;
  • изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
  • изменение таможенных пошлин.

14) Цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с настоящими Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой.

n — количество значений, используемых в расчете;

i — номер источника ценовой информации;

— цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 указанных рекомендаций.

В случае использования в расчете цены товара, работы, услуги, полученной в ответ на запросы ценовой информации, предусмотренные пунктами 3.7.1 и 3.7.2 настоящих Рекомендаций, корректировка условий не производится, за исключением случаев, когда используется ценовая информация, полученная менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК.

. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Реестр контрактов по 44-ФЗ

Для того, чтоб начать работу с реестром контрактов, заказчику нужно:

  • войти в ЕИС;
  • найти раздел «Реестр контрактов»;
  • включить расширенный поиск;
  • в блоке «Общая информация о контракте» установить критерий «Исполнение завершено».

Система отразит все сведения об исполненных контрактах на всех этапах оплаты.

«Управление закупками (120 часов)» Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС

Как искать нужный контракт в ЕИС

Системой предусмотрено множество критериев поиска, в зависимости от потребностей заказчика.

ЕИС.

Необходимо отметить, что к общедоступным закон относит большое количество источников ценовой информации:

  • Цены на ТРУ по исполненным без штрафных санкций (то есть надлежащим образом) контрактам, сведения о которых содержит единый реестр госконтрактов в ЕИС;
  • Рекламные, каталожные цены, прайс-листы компаний, рассчитанные на неопределенный круг лиц;
  • Биржевые котировки, котировки на электронных площадках;
  • Данные госстатистики (сайты Росстата и региональных его отделений);
  • Официальная информация о ценах на ТРУ, установленных уполномоченными органами;
  • Данные рыночной оценки объектов;
  • Информация ценовых агентств, проведенные по заданию заказчика изучения и расчеты (с указанием методологии расчетов), иные источники информации.

Важно: ст.

Расчет нмцк по исполненным контрактам пример

При расчете коэффициента вариации, установлено, что предложение одного из поставщиков не является однородным с другими предложениями, поскольку его коэффициент превышает 33%. Оставшиеся ценовые предложения могут быть использованы в расчете (их коэффициент вариации равен 5, 31%), а НМЦК составит 51 833,33 руб.

Внимание Расчет НМЦК можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат расчета заказчик оформляет в виде отчета и включает в состав документации о закупке.
При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.

Расчет нмцк в excel начальной максимальной цены контракта

НМЦК.

  • если закупка осуществлялась путем проведения конкурса — цену при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 10%;
  • если закупка осуществлялась путем проведения аукциона — стоимость при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 13%;
  • если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, запроса предложений — цену при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 17%;
  • если закупка осуществлялась у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — стоимость в соответствии с настоящим пунктом не корректируется.

Расчет нмцк по исполненным контрактам пример

Метод сопоставимых рыночных цен НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги.

НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом.

Начальная максимальная цена контракта (нмцк)

ФЗ: Определение НМЦК нормативным методом рекомендуется осуществлять по формуле: где: — НМЦК, определяемая нормативным методом; v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги); — предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок. При определении нормативным методом используются сведения о предельных ценах товара, работы, услуги, размещенные в ЕИС (до ввода в эксплуатацию ЕИС — на официальном сайте).

Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).

В самом общем смысле НМЦК показывает потенциальному участнику торгов, выше какой суммы контракт заключен быть не может ни при каких обстоятельствах.

Приоритетный метод расчета: на чем основан

Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст.

Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену.

При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок.

Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения.

обоснование НМЦК на основе контрактов-аналогов

Сообщение Telvas » 12 сен 2014, 00:44

Совершенно убеждена, при обосновании НМЦК на основе контрактов-аналогов прошлых периодов надо использовать индекс инфляции (тем более если прошло более 6 месяцев). При обосновании НМЦК руководствуемся Методическими рекомендациями Минэка №537.

Источник: http://pravogarant23.ru/mozhno-li-vzyat-pri-raschete-nmtsk-kontrakt-za-proshlyj-god/

Про признаки завышенной начальной максимальной цены контракта

Можно ли взять при расчете нмцк контракт за прошлый год

Для расчета НМЦК существует пять основных методов. Приоритетный — метод анализа рынка. Он кажется самым простым и доступным.

Ничего сложного — вы собираете ценовую информацию у поставщиков, размещаете запрос в ЕИС или смотрите в реестре свежие контракты, аналогичные вашему объекту закупки.

Анализируте цены, приводите к текущей дате, если цены старые и выводите среднее — эта цифра и будет НМЦК. Все просто только на первый взгляд. Расскажу я Вам какие 6 признаков говорят о завышении НМЦК.

Признак № 1. Все предложения подали одни и те же лица

Формальный подход к обоснованию НМЦК недопустим

Участники закупки часто регистрируют юрлица по адресу массовой регистрации. Как правило, — это адреса крупных бизнес-центров. Их используют исключительно для того, чтобы получать корреспонденцию. Выходит юрлицо только использует этот адрес, но не работает. Формально это не запрещено.

Но контролеру вряд ли понравится, если для обоснования НМЦК вы используете несколько коммерческих предложений от организаций, зарегистрированных по одному и тому же адресу.

Еще больше подозрений вызовут одни и те же фамилии учредителей и один и тот же телефон для связи в разных предложениях.

Чем опасна ошибка. Контролер решит, что вы позвонили кому-то из знакомых поставщиков, с которыми уже работали и попросили оперативно подготовить формальные предложения.

Возможно, вы делали так раньше, но если вас не наказали прежде, не думайте, что так обосновывать цену — правильно. По факту вы не исследовали рынок, а запаслись недействительными бумагами.

Доказывать аффилированность лиц контролер не станет, но сведения в прокуратуру передать может. Будьте осторожны.

Как спастись. Проверяйте регистрационные данные поставщика в предложениях. Не используйте для расчета НМЦК предложения с одинаковыми адресами, телефонами и учредителями — это вызовет повышенное внимание контролера.

Признак № 2. Предложение подали организации-призраки

Когда коммерческие предложения нужны срочно, сами поставщики могут допустить ошибку. Например, существовала организация- поставщик, но позже прекратила деятельность. Всю работу переключили на другое юрлицо, а прежнее ликвидировали. Все, что осталось от прежней организации, — печать, которую кто-то забыл в столе. И вот на работу пришел новый сотрудник.

Ему дали срочное задание подготовить коммерческое предложение, но от какого юридического лица не сказали. Чтобы угодить начальству, сотрудник сделал все очень быстро, и информация в предложении актуальная. А вот бланк и печать — от организации, которая уже не работает.

И складывается ситуация — коммерческое предложение в 2017 году подает организация, которая прекратила деятельность год назад.

Чем опасна ошибка. Даже если в коммерческом предложении указаны самые выгодные условия, — его нельзя использовать для обоснования НМЦК. Потому что поставщик физически уже не существует. Кроме прочего, вас могут заподозрить в том, что вы сами изготовили коммерческое предложение, особенно, если вы раньше работали у поставщика.

Как спастись. Проверяйте статус поставщика. Используйте сервис на сайте ФНС по проверке контрагента. Там вы можете бесплатно запросить выписку из ЕГРЮЛ в режиме онлайн.

Для этого вам нужно знать название и ИНН организации. Эти данные, как правило, указывают на фирменных бланках, на которых вы получаете коммерческие предложения.

Так вы избежите ситуации, в которой придется оправдываться перед контролером.

Внимание!Если цена контракта существенно ниже НМЦК — значит, вы допустили ошибку в обосновании цены

Признак № 3. Цена контракта слишком сильно снижена

На первый взгляд может показаться, что это хорошо. Вы рассчитывали на одну сумму, а поставщик предложил объект закупки фактически за полцены. Но не обольщайтесь, как правило, это говорит не о том, что вы нашли самого лучшего поставщика, а о том, что вы неправильно рассчитали НМЦК. Представьте, вы закупаете разработку проектно-сметной документации.

Собрали три коммерческих предложения. В первом цена — 89 500 руб., во втором — 129 770 руб., в третьем 102 330 руб. Средняя цена 107 тыс. руб., НМЦК — 107 тыс. руб. Вы провели аукцион. Победитель выиграл с ценой 23 580 руб. То есть цена была снижена на 78 процентов. Еще больше подозрений вызовет безупречное исполнение контракта.

Цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Поэтому поставщики взвешивают все свои ценовые шаги в аукционах и бьются за каждый рубль в контракте. Задерживают работы, потому что им проще заплатить неустойку, чем в спешке проводить работы, которые выйдут гораздо дороже. В описанной ситуации поставщик снизил цену на 78 процентов.

Если контракт будет без нарушений со стороны поставщика и неустоек — значит, его можно было исполнить еще дешевле.

Чем опасна ошибка. Контролер обвинит вас в несоблюдении порядка и формы обоснования НМЦК. Потому что вы не предприняли все действия, чтобы получить максимально достоверную информацию о ценах на рынке. Штраф за такое нарушение — 10 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Как спастись. Используйте несколько методов для расчета НМЦК. Это позволит вам заключить контракт по цене максимально приближенной к НМЦК. В этом случае у контролера будет к вам меньше вопросов — ведь вы приложили все усилия, чтобы корректно рассчитать начальную цену.

Кто наказывает за ошибки в расчете НМЦКФАС не рассматривает жалобы на завышение НМЦК. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ корректность обоснования НМЦК отслеживают органы внутреннего государственного/муниципального финансового контроля. В регионах эти структуры называются по-разному. В большинстве случаев это контрольно-счетная палата (решение ФАС России от 13.02.2018 № К-118/17). Как правило, это органы, у которых есть полномочия по аудиту. В регионах есть нормативные акты, наделяющие эти органы полномочиями.

Признак № 4. Разные данные в реестре контрактов и в коммерческих предложениях

Когда вы рассчитываете НМЦК методом анализа рынка, вы можете получить информацию тремя способами. Первый способ — коммерческие предложения.

Вы направляете потенциальным поставщикам запросы, в которых указываете, какая актуальная ценовая информация вам нужна и каким образом рассчитана указанная в предложении цена. Второй способ — разместить ценовой запрос в ЕИС.

Это удобно, потому что именно там ваш запрос увидит максимально возможное количество потенциальных поставщиков. Те, кто имеют успешный опыт исполнения госконтрактов, постоянно мониторят закупки.

Многие заказчики выбирают какой-то один способ получения информации — допустим, запрос в ЕИС. Например, вы получили коммерческие предложения. Предложения от разных организаций, с разными ценами, никакой аффилированности, все адреса, телефоны, фамилии учредителей и названия разные. На основе предложений вы сформировали НМЦК и провели закупку.

И цена сильно не упала. Но тут приходит контролер и указывает вам на реестр контрактов. И вы видите, что ваш контракт не просто невыгодный, а обладает признаками неэффективного расходования бюджетных средств. Вы заключили контракт на полгода с ценой 250 тыс. руб.

А ваши коллеги буквально за месяц до вас заключили контракт с аналогичным объектом закупки, но по цене 76 тыс. руб.

СоветПроверяйте данные поставщиков через сервис на сайте nalog.ru

Чем опасна ошибка.

Опасность в том, что информация, которую вы абсолютно легально получили законным способом окажется недостоверной. А вы будете доказывать контролеру, что сделали все правильно.

И окажетесь в неловком положении, когда вам укажут на ошибку, назначат штраф. Кроме прочего, на этом контролер вряд ли остановит проверку.

Как спастись. Не ограничивайтесь каким-то одним источником получения информации.

Даже если у вас мало времени, все равно сверьте данные из полученных коммерческих предложений с данными из реестра контрактов.

Если окажется, что ваши коллеги сравнительно недавно заключали аналогичные контракты в два раза дешевле — перед контролером может встать вопрос об эффективности вашей закупочной деятельности в целом.

Признак № 5. Заключили контракт с едпоставщиком по НМЦК

Вы рассчитали НМЦК и провели аукцион. Но он не состоялся, потому что поступила всего одна заявка участника. Заявка соответствует требованиям документации, и вы принимаете решение заключить контракт с этим участником по цене, равной НМЦК.

При условии, что участник в своем предложении, которое вы учли при расчете НМЦК указал наименьшую цену. О чем это говорит? Это говорит о том, что поставщик был готов исполнить контракт за цену меньше, чем НМЦК.

А вы, в свою очередь, могли на это повлиять, если бы направили ему письмо-просьбу рассмотреть возможность снижения цены контракта без изменения объема. Посмотрите пример такого обращения ниже.

Чем опасна ошибка. Контролер придерется к тому, что вы могли сэкономить бюджетные средства, если бы направили поставщику предложение о снижении цены. То есть вы не предприняли всех мер, чтобы образовалась экономия. Экономию можно было по согласованию потратить на то, что нужно заказчику или вернуть в бюджет.

Как спастись. Обратитесь к поставщику с предложением пойти на уступки в целях экономии бюджетных средств. Направьте ему письмо с просьбой о снижении цены. Ваша экономия ему не аргумент, но если вы единственный крупный муниципальный заказчик, не исключено, что он пойдет навстречу и вам удастся сэкономить.

Признак № 6. Цена в плане-графике отличается от цены свежих закупок

Таким признаком обладают, как правило, не разовые закупки, а регулярные. Не думайте, что пристальное внимание контролеров привлекают только закупки большого объема, это не так. Именно по некрупным регулярным закупкам можно отследить актуальные цены и периодичность их изменения. Например, городская клиническая больница закупает подгузники.

Такие закупки она проводит регулярно. И вот в конце года больница закрывает текущие контракты и занимается планированием. В плановые документы включает в том числе и закупку подгузников. Запрашивает коммерческие предложения у поставщиков и на их основании формирует НМЦК.

Но заказчик (или, точнее, его контрактный управляющий), забывает о том, что у него под рукой есть идеальный источник достоверной и актуальной информации о ценах. Это — реестр контрактов, в котором есть его собственные контракты, он сам их заключал буквально месяц назад.

И данные в этих двух источниках (в коммерческих предложениях и в реестре контарктов ЕИС) отличаются в полтора раза. Контролер обратит на это внимание, у него появится повод для предписания и штрафа.

ВажноТовары из ЕАЭС рассматривайте как отечественные

Чем опасна ошибка. Ошибка опасна тем, что придется вносить изменения в плановые документы. Это усложняет саму закупку и затягивает ее. А еще можно получить взыскание от контролера. И заниматься двойной работой вместо работы полезной.

Как спастись. Используйте несколько проверенных источников информации. И следите за тем, чтобы данные ваших собственных контрактов прошлых периодов не противоречили информации, которую вы взяли из коммерческих предложений от потенциальных поставщиков.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом: пример расчета

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b7ceff59c7c7f00a805220a/5c778424645eac00b39df4e7

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ?

Можно ли взять при расчете нмцк контракт за прошлый год

На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если вы хотите узнать, как в 2021 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупкиНМЦКСроки размещения
Открытый конкурсНезависимо от суммыВ пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукционБолее 3 млн. р.Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р.Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировокСвыше 250 тыс. р.Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р.Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложенийНезависимо от суммыКак минимум за 5 дней до запроса

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики).

Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).

Идентичные товары по ч. 13 ст.

22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним.

При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе.

Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке.

Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%.

Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту.

Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ.

Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования.

Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2018 года № 24-03-08/70200).

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%,  заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки.

При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком.

При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/cena-kontrakta.html

Юрист в теме
Добавить комментарий