Если торги признаны несостоявшимися с единственным

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Если торги признаны несостоявшимися с единственным

Статья актуальна на 25 апреля 2018

Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги,  при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как  определен победитель, контракт с ним расторгнут.  

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2015 году каждая третья конкурентная закупка была признана несостоявшейся:  

44-ФЗ223-ФЗ
всего закупок2 503 510862 013
не состоялись776 856310 134
%31%35%

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

Для запроса котировок

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика

В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

  • Повторный конкурс или запрос предложений, если закупка проводилась в форме конкурса;
  • Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
  • Новый запрос предложений после несостоявшегося запроса предложений.
  • Новую котировку после несостоявшегося запроса котировок. 

Для запроса котировок и электронных конкурсов надо продлить срок подачи заявок: на 4 и 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку указанным выше способом. 

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

Заказчик должен:

  1. Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
  2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
  3. Если закупка согласована, заключить контракт.
  4. Привлечь внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после ее завершения:  

  • Если это был аукцион,  вы  обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже  если не подавали ценовые предложения. Например, как здесь.
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям,  контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло  в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. О том, как обойти хитрости заказчиков, мы писали. В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное. Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.

Не пропустите срок подписания контракта

Если стали единственным поставщиком, то сможете заключить контракт по максимальной цене.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1101-nesostoyavshiesya

Что делать, если аукцион по 44-ФЗ не состоялся

Если торги признаны несостоявшимися с единственным

Любая несостоявшаяся процедура закупки это ещё одна головная боль контрактного управляющего. Ведь не секрет, как много времени и сил занимает подготовка технического задания, составление аукционной документации, публикация на сайте, томительное ожидание поданных заявок. Но, даже если заявки были поданы, аукцион всё равно может не состояться.

Статья 71 ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 четко предписывает, что делать, если электронный аукцион не состоялся.

Рассмотрим все причины более подробно.

  1. На аукцион подана одна заявка.
  2. Подано несколько заявок, но только одна – та самая заветная, которая соответствует всем требованиям.
  3. Поданы заявки, но не подано ценовых предложений.
  4. На аукцион не подано ни одной заявки или все поданные заявки не соответствуют заявленным требованиям.

Образцы протоколов на каждый из случаев можно скачать здесь.

1.

«Один в поле не воин» – гласит народная мудрость, но не в нашем случае! Если на ваш аукцион подана одна заявка, то считай – контракт почти у вас в руках! После окончания срока подачи заявок оператор электронной площадки высылает вам обе части заявки участника. Вы их рассматриваете и, если всё соответствует, то заключаете контракт с этим единственным участником. После публикации протокола рассмотрения единственной заявки вы сразу переходите к стадии заключения контракта.

Такой вариант развития событий самый удобный для Заказчика, особенно в конце календарного года, когда есть спешка при освоении денежных средств «под ноль».

2. Заявок было несколько, но соответствует только одна. Такой вариант развития событий тоже имеет место быть.

Заказчик обязан рассмотреть все поданные заявки и опубликовать протокол рассмотрения первых частей заявок.

В протоколе указывается информация о том, что только одна заявка соответствует требованиям и допускается до участия в аукционе, а также причины отклонения заявок от участия в аукционе.

Оператор электронной площадки в свою очередь направляет Заказчику вторые части заявки единственного участника.

Заказчик рассматривает документы участника и, если заявка соответствует требованиям, вывешивает на площадке протокол рассмотрения единственной заявки.

Такой ход развития событий также экономит время для заключения контракта – участники закупки сразу переходят на этап заключения контракта, минуя этап электронного аукциона.

Возможен и другой вариант – аукцион опубликован, заявки поданы, по первым частям рассмотрены и допущены. И вот уже после проведения электронного аукциона, при рассмотрении вторых частей заявок, заказчик признает соответствующей требованиям только одну заявку. Аукцион также будет признан несостоявшимся.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

А как у других?

Статистика показывает, что отклонение заявок по первым частям чаще всего встречается при проведении закупок на поставку товаров и выполнение работ. А именно, характеристики поставляемого (или используемого при выполнении работ) товара не соответствуют параметрам, заданным в техническом задании.

По вторым частям заявки отклоняются, как правило, при закупках услуг. Т.к. основной пакет документации от участника закупки содержится именно во второй части заявки, а в первой части достаточно только согласия на участие в электронном аукционе на условиях, предусмотренных аукционной документацией.

3. Торговаться никто не пришел. И такое бывает тоже – заявки поданы, первые части заявок рассмотрены и допущены до участия в электронном аукционе. Все ждут наступления торгов. Но в заветный час не поступает ни одного ценового предложения. Увы и ах.

Заказчик может бесконечно теряться в догадках «Как? Почему? Про нас забыли?». Эта ситуация оказывается выигрышной для того участника закупки, который первым подал заявку на участие в аукционе. В этом случае действует принцип «кто первый встал – того и тапки».

Оператор электронной площадки высылает заказчику обе части заявок всех заявившихся участников. Заказчик их рассматривает и принимает решение о соответствии этих заявок требованиям аукционной документации.

Контракт заключается с тем участником, кто раньше других подал заявку, соответствующую требованиям аукционной документации.

После публикации протокола рассмотрения заявок аукцион переходит на стадию заключения контракта.

4. Аукцион совсем не состоялся. Если на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки или все поданные заявки не соответствуют требованиям документации, аукцион тоже будет признан несостоявшимся.

Закон гласит, что в этом случае заказчик вносит изменения в план-график и проводит данную закупку, но уже путем запроса предложений, либо проводит новую закупку.

Если заказчик выбирает первый вариант, то изменение объекта закупки недопустимо. В плане-графике должна быть создана новая позиция закупки путем запроса предложений.

Объект закупки остается прежним, обязательным изменениям подлежит срок осуществления закупки.

Заказчик передумал

Если же необходимости в данной закупке уже нет, то Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и проводит новую закупку: возможно не освоенные денежные средства заказчик решит пустить на другие цели.

Десять дней по ПГЗ отменили, но не для всех

Какой бы из этих двух путей Заказчик не выбрал, ждать 10 дней после внесения изменений в ПГЗ до публикации извещения всё равно придётся. Но прежде, чем вносить изменения в документацию, необходимо провести анализ – что же такого написано в аукционе, раз никто не захотел в нём участвовать.

Причины могут быть абсолютно разные – начальная (максимальная) цена контракта занижена, не корректно составлено техническое задание, срок исполнения контракта критически мал или потенциальный участник размещения заказа попросту упустил ваш аукцион во всём потоке информации на электронной площадке. Каковы бы не были причины, осваивать денежные средства всё равно придется и закупку проводить заказчику необходимо.

Контракт всё-таки будет

В первых трёх случаях несостоявшийся аукцион всё равно приведет заказчика к заключению контракта в соответствии с п.25.1 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ.

При этом цена контракта не должна быть выше начальной (максимальной) цены, а сроки его заключения регламентируются ст. 83.2 ФЗ №44-ФЗ.

Интересных закупок и состоявшихся аукционов Вам, коллеги!

24.08.2018

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/604-chto-delat-esli-auktsion-po-44-fz-ne-sostoyalsya

Что такое несостоявшиеся закупки по Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок”?

Если торги признаны несостоявшимися с единственным

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорит о том, что заказчик вправе осуществлять необходимые ему закупочные мероприятия доступными способами, которые смогут обеспечить конкуренцию потенциальным исполнителям. Исключение составляют только закупки, проводимые с единственным поставщиком.

Если же речь идет о закупках малых объемов, начальная максимальная цена контракта по которым не превышает ста тысяч рублей, то такие закупки также могут быть признаны несостоявшимися по причине непрохождения закупочной сессии на едином агрегаторе торговли.

Что такое несостоявшаяся закупка

Несостоявшуюся закупку нельзя путать с отмененной, так как заказчик вправе отменить закупочную процедуру в любой момент до объявления торгов, если для этого возникнут объективные обстоятельства, например, сокращение или полное прекращение финансирования по определенной статье.

Закупка может быть признана несостоявшейся и по решению суда или Федеральной антимонопольной службы, в результате чего заключенный контракт по итогам такой закупочной процедуры должен быть расторгнут.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Основания признания закупок несостоявшимися

В зависимости от того, о какой конкурентной закупочной процедуре идет речь, основания для признания ее несостоявшейся до вынесения соответствующего решения суда или Федеральной антимонопольной службы в соответствии с положениями действующего федерального законодательства в сфере закупок существенным образом различаются.

Для конкурса

Если речь идет о признании несостоявшимся проводимого конкурса вне зависимости от его формы, к перечню оснований следует отнести:

  • отсутствие поданных заявок на участие;
  • отклонение специальной конкурсной или единой комиссией всех поданных на участие в закупке заявок;
  • признанный победитель закупочного мероприятия отказался или уклонился от подписания контракта по итогам такого мероприятия, а второй участник отказался без применения в отношении него каких-либо санкций;
  • проведенный предквалификационный отбор поданных заявок показал, что ни один из участников не соответствует заявленным требованиям в документации к участникам;
  • по итогам проводимого предквалифицированного отбора только одна заявка на участие в торгах признана соответствующей требованиям действующего законодательства и сформулированной документации о проведении закупочной процедуры;
  • на дату окончания сроков подачи заявок подана только одна заявка;
  • после проведения проверки и оценки всех поданных заявок только одна из всех признана соответствующей требованиям документации о закупке и действующего законодательства.

Для аукциона

В случае с проведением закупки методом электронного аукциона несостоявшимся данное закупочное мероприятие будет признано в следующих случаях:

  • нет ни одной заявки на участие в торгах;
  • на дату окончания срока подачи заказчику подана только одна заявка;
  • после того как были рассмотрены все заявки в виде их первых частей, все они были отклонены;
  • после оценки первых частей только одну заявку заказчик смог признать соответствующей требованиям документации о закупке и действующего закупочного законодательства РФ;
  • по истечении десяти минут с момента начала торгов ни одного предложения в адрес заказчика по возможному исполнению контракта не поступило в отношении цены контракта;
  • по рассмотрении вторых частей заявок признана соответствующей только одна заявка;
  • закупочная комиссия, рассматривая вторые части заявок на участие в аукционе, приняла решение признать всех участников закупки не соответствующими требованиям документации и законодательства;
  • победитель процедуры, признанный таковым на основании подведенных и запротоколированных итогов, уклонился от заключения контракта, а юридическое или физическое лицо, подавшее второе предложение, отказался от подписания, основываясь на своем таком праве.

Для запроса котировок

Для запроса котировок перечень оснований, по которым его можно признать недействительным, выглядит следующим образом:

  • на дату окончания подачи заявок нет ни одной поданной заявки;
  • все поданные заявки после рассмотрения и оценки были отклонены котировочной или единой комиссией;
  • на дату окончания срока подачи заявок подана только одна заявка;
  • по итогам проведения и оценки поданных заявок единая или котировочная комиссия признала соответствующей требованиям действующего закупочного законодательства и документации о проведении запроса котировок только одну заявку.

Если закупка проводится с использованием единого агрегатора торговли, то несостоявшейся закупочная сессия признается в случае, если на сессию не вышел ни один участник, в том числе по имеющейся на основании предложений агрегатора цене.

Признание всех указанных закупок несостоявшимися влечет за собой определенные последствия и для заказчика, и для исполнителя.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Что делать заказчику, если закупка не состоялась?

Вариант действий для заказчика зависит только от того, на основании чего закупочное мероприятие признано несостоявшимся.

Для случаев, когда закупка не состоялась по причине несоответствия всех потенциальных исполнителей требованиям действующего законодательства или документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

  • в план-график закупок придется внести изменения, которые должны быть опубликованы;
  • только по прошествии десяти дней после этого заказчик сможет объявить повторную закупку. Если речь идет о несостоявшемся конкурсе, то повторная заявка может быть проведена только в виде конкурса. Для несостоявшегося аукциона форма проведения закупки может быть любой, в том числе в виде запроса предложений;
  • если не состоялся запрос предложений, может быть объявлен только запрос предложений, но с обязательным увеличением срока подачи заявок на него.

В случае если объявленная повторная закупка опять не состоялась, алгоритм повторяется.

Если закупка не состоялась, так как только один участник соответствует требованиям, то алгоритм выглядит следующим образом:

  • при электронном аукционе либо запросе котировок подписать контракт с единственным поставщиком в установленные сроки в диапазоне от десяти до двадцати дней с даты подписания протокола о признании закупки несостоявшейся;
  • при конкурсе или запросе котировок сначала придется согласовать подписание контракта с контролирующим органом (Федеральной антимонопольной службой, Федеральным Казначейством в зависимости от подчиненности того или иного контракта);
  • если согласование контракта было получено, контракт должен быть заключен в соответствии с правилами, установленными соответствующими статьями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Как действовать поставщику?

Для поставщика алгоритм поведения зависит от того, о какой несостоявшейся закупке идет речь.

Если речь идет об электронном аукционе, то поставщик обязан подписать направленный ему проект контракта либо обработать его путем составления протокола разногласий. При этом не имеет значения информация о том, подавал ли такой участник свои ценовые предложения или нет.

Если он каким-либо образом уклонится от подписания контракта, заказчик в соответствии с закупочным законодательством признает его «уклонистом» и вносит в Реестр недобросовестных поставщиков.

Если ценовых предложений во время торгов подано не было, заключение контракта происходит на основании начальной максимальной цены контракта, которая была установлена при объявлении закупки.

Если заказчик признал только одного исполнителя соответствующим требованиям на основании вторых частей заявок, то контракт заключается по той цене, которую озвучил именно этот поставщик.

Если говорить о запросе предложений или конкурсе, то сначала потребуется дождаться согласования закупки с контролирующими органами. Максимальный срок, в течение которого происходит согласование, составляет не более десяти дней, после чего заказчик обязан оповестить потенциального исполнителя о возможности или невозможности заключения контракта.

При признании несостоявшимся запроса котировок контракт подписывается по той цене, которая была указана в заявке конкретного исполнителя. При этом никаких согласований не потребуется.

Если контракт был предложен к подписанию конкретному поставщику, он обязан его подписать, так как, в противном случае, может быть подвержен санкциям в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/nesostoavsiesa.html

Аукцион признан несостоявшимся – причины и последствия

Если торги признаны несостоявшимися с единственным

Несостоявшийся аукцион – не редкость в мире государственных закупок. Однако это далеко не всегда означает, что победитель не будет определен.

Кроме того, в некоторых случаях контракт будет заключен на достаточно выгодных, в плане цены, для участника условиях. При этом есть и другие последствия для обеих сторон, определенные статьей 71 Федерального закона №44.

Они зависят в первую очередь от причин, по которым аукцион признан несостоявшимся.

1. Аукцион не состоялся из-за того, что не подано ни одной заявки

В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки.

Что касается сроков исполнения и цены, они не обязательно должны оставаться прежними, но формально и их рекомендуется “не трогать”. Приглашения к участию представитель заказчика направляет тем, кого считает способными исполнить контракт.

Одно из самых важных условий – наличие положительного опыта сотрудничества по аналогичным закупкам в течение последних 1,5 лет. Читать подробнее…

2. Аукцион признан несостоявшимся из-за того, что заявку на участие подал единственный участник

В этом случае заказчик получает от оператора для рассмотрения сразу обе части заявки. Если они признаются соответствующими требованиям Федерального закона №44 и документации, то, на основании части 1 статьи 71 этого закона с этим участником заключается контракт по начальной (максимальной) цене.

При этом есть один важный момент. В случае, если победитель, несмотря на то что он не участвовал в самой процедуре аукциона, откажется от подписания контракта, то сведения о нем попадут в Федеральную антимонопольную службу как об уклонившемся. Доказать свою правоту будет очень непросто. Читать подробнее…

3. Аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок

В этом случае события могут развиваться по двум сценариям: отклонены все заявки или допущен только один участник. Если действует первый сценарий, то исход понятен – аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений – на тех же условиях, что и при отсутствии заявок. 

Ситуация с допуском одной заявки аналогична допуску единственного участника. Если ее вторая часть соответствует требованиям Федерального закона №44, то на основании части 2 статьи 71 можно заключать контракт по начальной (максимальной) цене.

Некоторые заказчики считают, что на это нужно, в соответствии с требованиями пункта 25 части 1 статьи 93, разрешение контролирующего органа. На самом деле с 1 января 2015 года там четко указано, что согласование необходимо в ряде случаев, за исключением тех, которые предусмотрены частями 1-3.

1 статьи 71 Федерального закона №44. Читать подробнее…

4. В ходе аукциона не подано ни одного ценового предложения

Крайне редко, но бывают случаи, когда все участники, подавшие заявки и допущенные к процедуре аукциона, решили не принимать в нем  участия. Фактически – это парадоксальный случай. Казалось бы, желающих нет – “дело закрыто”.

На самом деле контракт может быть заключен по начальной (максимальной) цене с тем из допущенных участников, кто подал заявку первым. Единственное, что нужно для этого, на основании части 3 статьи 71 Федерального закона №44 – желание обеих сторон.

Еще раз хочется отметить, что согласование контролирующего органа и в этом случае не требуется, так как все вопросы, качающиеся частей 1 – 3.1 статьи 71 законом отдаются на усмотрение заказчика. Читать подробнее…

5. Аукцион не состоялся по результатам рассмотрения вторых частей заявок

Такая ситуация может возникнуть, если в результате рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Федерального закона №44 признана соответствующей только одна из них, или все участники и вовсе отклонены. 

Во втором случае вопрос решается однозначно – контракт не заключается и заказчику придется проводить аукцион вновь. В первом случае контракт заключается на основании статьи 3.1 44-ФЗ.

При этом победителем признается не тот, кто предложил минимальную цену в ходе аукциона, а тот кто верно оформил документы, входящие в состав заявки.

Отказаться от подписания контракта участнику, вторая часть заявки которого соответствуют требованиям документации и закона, нельзя. Читать подробнее…

Итак, в заключение еще раз хочется отметить несколько моментов, на которые нужно обратить внимание сторонам, если аукцион не состоялся:

  1. с 1 января 2015 года, по какой бы причине это не произошло, в случае если контракт все же заключается на основании частей 1-3.1 статьи 71, согласования контролирующего органа для этого не нужно;
  2. в случае, если заказчик проводит аукцион повторно или меняет способ размещения заказ на запрос предложений, он в обязательном порядке должен внести изменения в план-график и, если есть необходимость, а план закупок;
  3. во всех случаях, за исключением того, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено несколько участников, и не один из них не вышел с ценовыми предложениями на процедуру, участник, признанный победителем, обязан подписать контракт. Согласования сторон на это не требуется!

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/71-auktsion-priznan-nesostoyavshimsya

Статус торгов несостоявшийся с единственным участником. Аукцион не состоялся. Что делать дальше? Протоколпризнания электронного аукциона несостоявшимся. Вообще не было подано заявок

Если торги признаны несостоявшимися с единственным

В этой статье остановлюсь на признании торгов несостоявшимися.

Когда вообще такое может произойти?

Во-первых, если на торги не было подано вообще заявок — это достаточно логично, какие уж тут торги, если никого нет. Что дальше? Назначат повторные торги с понижение начальной цены (НЦ) на 10% от НЦ на первичном аукционе. Если же и повторные не состоятся, то назначат торги в форме публичного предложения с понижением НЦ.

Самое интересное не это.

Представьте себе такую ситуацию: вы решили что-то купить с первичного или повторного аукциона (т.е. с торгов на повышение). Вы подали свою заявку на электронной площадке. И так уж получилось, что кроме вас до торгов никого не допустили или вообще кроме вас никто заявок не подал. Что произойдет в таком случае?

Вот теперь эти торги назовут несостоявшимися. Но паниковать рано.

При все том, что звучит это печально, вас как единственного участника таких торгов признают победителем аукциона по начальной цене.

Вы же подали заявку на аукцион по начальной цене? И не ваша проблема, что больше никто не подал заявку или никого не допустили кроме вас. Вы же готовы были заплатить начальную цену, т.к. для чего-то же вы подавали заявку.

Поэтому у организатора торгов нет никаких оснований в т.ч. законодательных не назначить вас победителем таких торгов.

На какую статью закона мы опираемся? Конечно на основной документ — ФЗ №127 «О несостоятельности», а если быть точнее на пункт 17 Статьи 110 «Продажа предприятия должника» (скачать ФЗ по ссылке)

«Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов»

Таким образом, если вы единственный участник аукциона и ваша заявка с Приложениями к ней соответствуют требованиям, вы можете рассчитывать на то, что лот вы купили по начальной цене.

Вот так обстоят дела с признанием торгов несостоявшимися.

Поэтому, когда я показывал в своем видео-уроке вот эти торги по покупке земельного участка в городе Ярцево у некоторых внимательных читателей нашей рассылки возникало справедливое недоумение «Как это он нам тут говорит, что землю купил, а ведь торги то не состоялись»?

Вот так вот они и «не состоялись»!

А это свидетельство о праве собственности на тот самый земельный участок. Это Тот, у кого есть доступ к площадке «Сбербанк-АСТ» может также посмотреть торговую процедуру — SBR013-1404110020

  • О порядке проведения аукционов по банкротству
  • Стадии продажи имущества должников.
  • Если торги не состоялись
  • Если имущество не удалось реализовать
  • Заключение

В Российской Федерации ежедневно появляются организации-банкроты. Нередко у таких предприятий или фирм в наличии имеется имущество, которое должно быть реализовано в соответствии с действующим законодательством.

Продаются имущественные ценности должников или банкротов на торгах по банкротству. При этом, если имущество реализуется, то от этого обычно выигрывают все стороны. Покупатель получает выгодную покупку по привлекательной цене, у организации-банкрота появляется хоть какая-то возможность стабилизировать свое положение, ну а организаторы аукциона заслуживают законные комиссионные.

А вот как обстоят дела в случае, если имущество должника реализовать не смогли? Кто распоряжается дальнейшей судьбой объекта? Именно этот вопрос и рассмотрим в сегодняшнем материале.

Перед тем, как решать такие задачи необходимо понимать, что предшествует ситуации, когда имущественные ценности должника не могут быть реализованы. Следовательно необходимо обратиться к порядку и срокам проведения торгов.

О порядке проведения аукционов по банкротству

Имущество должника (земельные участки, недвижимость, автомобили ценные бумаги) реализуется в течении двух месяцев с момента, когда объект перешел к организаторам торгов.

При этом организаторы обязуются провести своего рода рекламную компанию лота, то есть разместить объявления в средствах массовой информации и сети Интернет.

Таким образом, привлекается большее количество потенциальных покупателей, а следовательно косвенно увеличивается активность будущей борьбы на мероприятии и вероятность более выгодной продажи возрастает.

Примечательно, что далеко не каждая организация может заниматься реализацией имущества должника.

Современное законодательство устанавливает некоторые критерии, которыми должна обладать фирма-организатор торгов:

  • наличие положительного опыта в данной деятельности;
  • хорошая репутация;
  • возможность самостоятельной оценки имущественных объектов различной категории;
  • высококвалифицированные работники;
  • наличие финансовых средств для обеспечения обязательств по реализации имущества должника.

На торгах присутствует определенный порядок действий. Данная последовательность регламентируется Кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ, а также Федеральными законами.

В общем случае имущество должника реализуется в три этапа:

  1. первичные торги;
  2. повторные торги;
  3. торги на публичном предложении.

Каждый последующий этап наступает, если предыдущий не состоялся. Отметим, что повторные торги, а также торги посредством публичного предложения характеризуются снижением цены и являются наиболее выгодными для покупателя. Продажа на первичных торгах в большей степени выгодна для должника.

Но все же самой низкой ценой объект будет обладать на публичном предложении. Для покупателей это золотая жила, где порой имущественные ценности продаются по ценам в 10 раз ниже рыночной.

Если торги не состоялись

Чтобы перейти к основному вопросу необходимо упомянуть о случаях несостоявшихся торгов.

Обычно торги могут быть признаны не действительными в следующих случаях:

  • когда на торгах отсутствует борьба, то есть участники отказываются повышать первоначальную цену на объект. Фактически это означает, что покупатель отсутствует;
  • когда победитель торгов отказывается заключать договор купли-продажи на объект. Такой договор должен быть заключен в течении 5 дней со дня окончания аукциона.

При наличии таких ситуации организаторы назначают повторные торги в срок не ранее 10 дней и не позднее 30 со дня проведения первого аукциона. В случае несостоявшихся торгов всем участникам аукциона должны быть возвращены задатки, внесенные ими ранее. Однако здесь есть свои исключения.

Так например, если победитель отказывается подписывать протокол торгов и заключать договор купли-продажи, то организаторам разрешается оставлять его задаток за собой. Это вполне справедливое решение, ведь подходить и участвовать в торгах с подобным легкомыслием не допускается.

Также стоит сказать о совместной работе организаторов торгов и исполнительных органов. Между этими структурами должно быть полное взаимопонимание, все юридические формальности должны соблюдаться. Если этого нет, то велика вероятность, что аукцион будет проведен с нарушением, а это подразумевает наличие издержек для всех сторон.

Если имущество не удалось реализовать

Бывают ситуации, когда на всех трех торгах не удалось реализовать имущество должника. В этом случае судебный пристав обращается к взыскателю с предложением оставить имущество должника себе. Такое предложение часто бывает не выгодным для взыскателя, ведь хранение такого имущества связано с определенными издержками.

Стоит также отметить, что передача имущества должника взыскателю осуществляется с занижением цены на 25% ниже рыночной. Очень часто взыскатели отказываются от такого варианта решения вопроса. В этом случае имущество может быть возвращено должнику.

Конечно, такие ситуации бывают редко, но они случаются. При этом судебный пристав обязан выслать сторонам копии постановлений. Взыскатель же имеет право востребовать с организации-банкрота другие объекты для последующей реализации на торгах, но на этом теряется достаточное количество времени.

Заключение

Данный материал показывает, что проблема нереализованного имущества на торгах – это, прежде всего, проблема организаторов торгов, которая плавно перетекает к взыскателю. А вот для банкрота это весьма двоякая ситуация.

Так, например, когда объект представляет весомую ценность, то должник рад его возвращению. С другой стороны финансовые тяжбы по долговым обязательствам затягиваются и появляется возможность потерять другие ценности на торгах, а это в свою очередь может только усугубить ситуацию.

Таким образом, можно утверждать, что несостоявшиеся торги не выгодны никому, и каждая сторона заинтересована в их удачном проведении. На этом вопрос можно считать закрытым. И помните, с какой бы стороны вы не оказались, для успешного ведения дел и избегания дополнительных проблем необходимо подходить к финансовым вопросам взвешено и уверенно!

Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися

Настоящая статья предусматривает исчерпывающий перечень оснований признания торгов несостоявшимися.

В частности, в случае, если заявки на участие в торгах подали менее двух лиц или на торгах не обеспечено присутствие как минимум двух участников торгов, торги признаются несостоявшимися.

Такие последствия связаны с необходимостью обеспечения конкуренции покупателей, публичного характера торгов и защиты законных интересов сторон исполнительного производства.

Учитывая, что ГК определены лишь общие рамки проведения торгов, Законом об исполнительном производстве перечень оснований признания торгов несостоявшимися расширен (согласно п. 5 ст. 447 ГК несостоявшимися признаются аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник).

Во исполнение п. 3 комментируемой статьи имущество не может быть продано на первичных торгах по цене, эквивалентной начальной цене имущества.

В процессе проведения торгов аукционист назначает каждую последующую цену путем увеличения текущей цены (в том числе начальной цены продажи имущества) на величину установленного шага аукциона.

После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который, по мнению аукциониста, первым поднял билет, и указывает на участника, его поднявшего. Затем аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.

Аукцион завершается, если после троекратного объявления очередной цены ни один из участников аукциона не поднял билет. Победителем аукциона признается участник, номер билета которого был назван аукционистом последним.

Если ни один из участников торгов не поднял билет после оглашения начальной цены имущества, предмет торгов после троекратного объявления указанной цены снимается с продажи, а торги признаются несостоявшимися.

Последним основанием признания торгов несостоявшимися является неоплата в течение пяти дней со дня проведения торгов стоимости имущества в полном объеме лицом, выигравшем торги.

Следует отметить, что на лицо, желающее принять участие в публичных торгах, возлагается ряд обязанностей, прежде всего по внесению задатка, определенного организатором торгов.

Лицо, выигравшее публичные торги, в день проведения публичных торгов должно подписать с организатором торгов протокол об их результатах и в течение пяти дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено имущество, за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов.

При невнесении этой суммы либо при уклонении лица, выигравшего публичные торги, от подписания протокола задаток не возвращается.

Решение организатора торгов в лице комиссии по проведению торгов об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом.

Основания для признания электронного аукциона несостоявшимся возможны на различных этапах проведения процедуры.

На этапе выявления участников электронного аукциона процедура признается несостоявшейся, если не было подано ни одной заявки на участие.

В этом случае заказчик вносит изменения в план-график закупок, при необходимости в план закупок, и осуществляет закупку запросом предложений или иным способом закупки (ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе).

Также на этапе выявления участников электронного аукциона процедура признается несостоявшейся в случае подачи только одной заявки. В этом случае заказчик вносит изменения в план-график закупок, а также:

  • аукционная комиссия включает в протокол проведения электронного аукциона только одно предложение о цене контракта;
  • оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, направляет заказчику обе части этой заявки, а также документы подавшего ее участника аукциона, сформированные в процессе аккредитации участника (за исключением адреса электронной почты), а также в этот же срок направляет уведомление участнику;
  • аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заявки и документов рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки;
  • если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, с этим участником заключается контракт (при условии получения заказчиком согласования контрольного органа).

Важно запомнить

В совместном письме Минэкономразвития России № 23679-ЕЕ/Д28и и ФАС России № ЛЦ/39384/14 от 30.09.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в отношении последствий подачи одного предложения о цене контракта при проведении электронного аукциона» разъясняются особенности проведения электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.

Источник: https://ismcomp.ru/status-torgov-nesostoyavshiisya-s-edinstvennym-uchastnikom-aukcion-ne/

Что делать, если закупка не состоялась

Если торги признаны несостоявшимися с единственным

44-ФЗ предусматривает не только конкурентные торги на понижение цены, но и случаи, когда заказ признается несостоявшимся. Разберем основания признания госзакупки несостоявшейся, последствия, а также действия заказчика в такой ситуации.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основаниеДля конкурсных процедурДля электронного аукционаУклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием: 1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.

2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.

При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса: 1. Отсутствуют предложения. 2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.

3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Источник: https://goscontract.info/tender/chto-delat-esli-zakupku-priznali-nesostoyavsheysya

Юрист в теме
Добавить комментарий